(Из опыта работы методиста по экологическому просвещению)

Добрый день! Меня зовут Ольга Гажала, я работаю методистом по экологическому просвещению ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский» и занимаюсь со школьниками экологическим образованием. Основные аспекты моей деятельности направлены на разработку экологических уроков, составление образовательных программ для детей разных возрастных групп, проведение тематических мероприятий, кружковых занятий и семинаров.

Знакомство с заповедными территориями открывает много возможностей для самых разнообразных видов эколого-просветительской и образовательной деятельности. Особо охраняемые природные территории занимают ключевые позиции в области экологического просвещения, играют важную роль в вопросах воспитания любви к природе, чувства патриотизма, формирования экологически грамотного и ответственного отношения школьников к окружающей среде.

Перед каждым учителем стоит всегда два вопроса: «чему учить?» и «как учить?». Давайте начнем с того, что обсудим, чему сегодня важно учить в рамках экологической темы.  Согласно определению, экология – это наука о взаимодействии организмов друг с другом и окружающей средой. Но сейчас в это понятие часто вкладывают более практический смысл – влияние деятельности человека на окружающую среду и оценка состояния среды. Поэтому для меня ключевым становится не просто передача экологических знаний, а формирование у ребенка экологического мышления – умение человека оценивать последствия своих действий с точки зрения влияния на окружающую среду. Для этого необходимо развивать самые разные компетенции. Первая – связь с природой. То есть воспитание в ребенке чувства необходимости общаться с природой, уметь взаимодействовать с ней и замечать разные ее проявления.  Вторая – связь с местом. Знание территории проживания, ее уникальности, богатств и интересных мест, а также формирование чувства ответственности за эту территорию. Третья – исследуя и познавая природные явления и закономерности, осознавать их влияние на жизнь человека и наоборот. Четвертая – понимание проблем и конфликтов, связанных с окружающей средой; уметь анализировать, формулировать собственное мнение о них, оценивать существующие варианты решения и предлагать собственные. Понимать важность взаимодействия с другими людьми для решения этих проблем. Пятая – способность действовать во благо окружающей среде. Здесь имеются в виду знание основных принципов защиты окружающей среды и бережное отношение к ней, а также осознанное потребление, умение взаимодействовать с другими людьми для совместного решения экологических проблем.      

Рассматривая темы экологических занятий, на своих занятиях, следую определенному алгоритму. На первом этапе стоит рассказать детям об экологических проблемах, которые уже существуют.  Объяснить, что происходит сейчас в мире, показывая, какие действия человека привели к такой ситуации и почему. Необходимо раскрывать объективную картину мира, при этом не рисовать удручающую картину, а объяснять, как человечество оказалось в этой точке и что необходимо делать, чтобы она не стала точкой невозврата. Например, в начале пятидесятых годов двадцатого века после всех войн нужно было срочно накормить людей, и это привело к зеленой революции. Тогда осознанно искали и внедряли решения, позволяющие получать как можно больший урожай. Такими решениями было использование минеральных удобрений и пестицидов, селекция, активная механизация, ирригация. К чему это привело? К комплексу экологических проблем: нехватке воды из-за чрезмерного водозабора, распространению по пищевой цепочке пестицидов, истощению почвы, цветению водоемов из-за попадания в них удобрений. С одной стороны, у нас есть описание нынешней ситуации, а с другой – понимание, как именно это получилось. Такое целостное представление позволяет сразу видеть не только саму проблему, но и пути ее решения. Второй этап занятия знакомит учащихся с инструментами, способствующими решению экологических проблем. Ребята узнают об альтернативных вариантах поведения, делая это без отрыва от реальности, постоянно иллюстрируя важность предпринимаемых шагов.  При этом ключевыми являются простота и доступность действий, которые предлагается совершать детям. Например, раздельный сбор отходов, выбор органических продуктов, отказ от упаковки – эти действия доступны каждому! Возможно, возникнут предубеждения в том, что имеется определенный разрыв между тем, что привело к экологическим проблемам, и тем, что предлагается делать детям для решения существующих проблем. Например, к эвтрофикации водоемов планеты в первую очередь приводит попадание туда огромного количества азотистых и фосфорных удобрений с полей. Для участия в решении этой проблемы детям предлагается отказаться от порошков, содержащих фосфор, а также выбирать по возможности те продукты питания, которые выращены на органическом удобрении. Современная позиция преодоления проблемы раскрывается в следующем этапе экологического обучения.  А именно - осознание необходимости предотвращения экологических проблем.  Детям важно объяснить, как должен выглядеть мир будущего. Какие технологии в нем должны работать, а какие, наоборот, должны исчезнуть, и почему.

Таким образом, у нас с вами много тем, которые важно раскрыть в рамках экологических занятий, чтобы учащиеся овладели актуальными знаниями и применяли их в жизни. 

 

Урок «День птиц», проходит в рамках Всероссийских экологических уроков.

На занятии, учащиеся МБУ СОШ №2 города Олекминск, выполняют творческую поисковую работу в малых группах.

den ptic  den ptic1

 

Урок о сохранении редких видов животных и растений, проходит в рамках Всероссийских экологических уроков.

На занятии, учащиеся МБУ СОШ №1 города Олекминск,  самостоятельно с творческим подходам выполняют  плакаты,  выставляются в школе, привлекая внимание  детей и учителей школы  к экологическим проблемам общества.

sohranenie zhivotn  sohranenie zhivotn1

 

Урок «Лучший мир для всех».  Рациональное земледелие -  это урок об «устойчивом развитии»!  Неформальный подход к процессу экологического образования и воспитания детей позволяет вовлечь в экообрзовательную деятельность самым маленьким её участников.

ustoych razvitiye  ustoych razvitiye1